Дельфин

Дата рождения: 
29 Сентября 1971

Андрей Вячеславович Лысиков, более известный под псевдонимом Дельфин, — российский поэт и музыкант, исполняющий музыку в жанре «альтернативный рок» и «альтернативный рэп», оказавший своим творчеством огромное влияние на молодёжь 1990-х годов. Бывший участник скандального хип-хоп-трио «Мальчишник» и альтернативной рок-группы «Дубовый Гаайъ». Лауреат молодёжной премии «Триумф» 2000 года в номинации «Поэтический гений», премии MTV RMA 2004 года как лучший артист, премии Rock Alternative Music Prize (RAMP) 2008 в номинации «Клип года» за клип на песню «Без нас».

После окончания школы Лысиков поступил в радиомеханический техникум (КРМТ), откуда ушёл с 3-го курса. Подрабатывал в театре и торговле. Параллельно занимался брейк-дансом, имеет ряд призов и грамот с различных танцевальных фестивалей.

Зимой 1989 года была организована группа «Дубовый Гаайъ», созданная Андреем Лысиковым («Дельфин»), Олегом Башкатовым («Олень») и Павлом Галкиным («Мутабор») совместно с группой Alien Pat. Holman.

Но Дельфин и Мутабор (а позже — и Олень) попали в скандальную хип-хоп группу «Мальчишник», и проект «Дубовый Гаайъ» был заморожен. Однако в 1991 году ребята вновь воссоединились, и «Дубовый Гаайъ» снова стал звучать.

Зимой 1991 года группа дала свой первый и последний концерт на рэп-фестивале в Риге. Запись, сделанная на этом концерте, была очень популярна среди фанатов и долго ходила по рукам, переписываясь с кассеты на кассету. Это был единственный концерт, на котором была замечена группа. Впервые Мутабор и Дельфин попробовали читать рэп. Этот техно-рэп, смешанный с роком, Дельфин и Мутабор продолжили исполнять в «Мальчишнике», который станет более популярным.

В 1991 году Андрей присоединился к хип-хоп-группе «Мальчишник», в которую его пригласили Мутабор и Дэн, его приятель, с которым Дельфин танцевал брейк-данс в конце 80-х. Позже в группу попадает и бэк-вокалист Олень. Незадолго до этого группа выпустила свой дебютный альбом, который, став новинкой для российской музыки, имел успех у аудитории. В 1991 году внутри коллектива происходят радикальные изменения: С приходом Дельфина группа резко меняет свой имидж, делая основной акцент в своём творчестве на эпатаж публики. Профилирующей темой песен группы становится секс. Неполиткорректный имидж группы подкрепляла расистская композиция «Секс-контроль».

В период с лета 1992 по осень 1993 года Дельфин возвращается в «Дубовый Гаайъ», занимается записью альбомов «Суицидальное диско», «Stop Killing Dolphins» и «Синяя лирика №2», по музыке и тематике совершенно противоположных «Мальчишнику». В нём музыкант позволил себе поэкспериментировать. Все композиции, вошедшие в оба альбома «Дубового Гаайя», пронизаны особой «чёрной» лирикой, наводящей слушателя на мысль о неизбежности судьбы, тексты песен были о наркотиках и суициде. По стилю проект представлял собой альтернативную гитарную музыку, смешанную с рэпом.

«Мальчишник» в это время не отстаёт от «Дубового Гаая». Композиция «Секс без перерыва» — одна из характерных песен коллектива в этот период творчества. После показа видеоклипа на неё по первому каналу общесоюзного телевидения разразился скандал, в результате которого был уволен выпускающий редактор программы «50/50». После этого случая у группы начинаются проблемы с прессой. Для того чтобы принять участие в телешоу «Площадка Музобоза», Дэну, Дельфину и Мутабору пришлось в срочном порядке записывать фонограмму, которую смогло бы одобрить теленачальство.

Осенью 1994 года «Мальчишник» записывает новый альбом под названием «Кегли». В нём тексты становятся ещё жёстче, используется ненормативная лексика. Это упрочило скандальную славу коллектива, обострив отношения со средствами массовой информации и погрузив «Мальчишник» в андеграунд.

Позже Дельфин исполнил песни «Дубового Гаайя» «Я хочу умереть» и «Суицидальное диско» на фестивале «Нашествие»-2002. Выступление сопровождалось эксгибиционизмом гитариста Павла Додонова.

В 1996 году Дельфин покидает «Мальчишник», закрывает проект «Дубовый Гаайъ» и начинает работу сразу над двумя противоположными по стилистике проектами. Первый из них — «Мишины Дельфины», совместный с Михаилом Воиновым, гитаристом, ныне участником группы Cosmonaut&Satellites и проекта E-Van.

В нём музыкант продолжил творчество, начатое в своё время в группе «Дубовый Гаайъ». В рамках проекта вышел всего один альбом — «Игрушки» (на заглавную песню был снят видеоклип, который впоследствии ротировался на телевидении как клип Дельфина) и состоялся всего один концерт.

Второй проект получил название «Dolphin». В июне 1997 года Дельфин завершил запись материала и выпустил пластинку под названием «Не в фокусе». На песню «Дилер» был снят нашумевший видеоклип, показывающий моменты из жизни наркодилера. Дельфин, по его словам, старался натолкнуть людей на мысль о превратностях жизни, связанной с наркотиками.

Летом 1997 года с Дельфином произошли два скандала. Во время его выступления на международном байк-шоу недовольные исполнителем байкеры закидали его пивными банками. Дельфин в ответ публично спустил штаны. Позже, в прямом эфире передачи «Партийная зона» ТВ-6 Дельфин спел нецензурную песню «Я люблю людей», после чего его некоторое время не пускали на телевидение.

В этом же году Дельфин записывает новый альбом, который получил название «Глубина резкости». Выход пластинки несколько раз откладывался, и издана она была только в 1999-м. В новых песнях музыкант активно использует семплы из различных хитов и, кроме того, засемплированные звуки живых инструментов. Тексты песен в основном касаются переживаний, волнующих людей, — Вера, Надежда, Любовь. Канал MTV показывал его клипы («Дверь», «Я буду жить», «Любовь», «Цель» — совместный с группой «Спирали»; песня «Цель» не была издана на альбомах Дельфина, — а также старые клипы), и популярность певца быстро возросла. Концерты с этого момента проходят с большим успехом.

В то время Дельфин стал уделять внимание визуальной стороне шоу. Если раньше во время концертов он просто ходил ссутулившись по сцене и произносил текст в микрофон, то теперь с помощью режиссёра Павла Руминова подготовлена видеопрограмма, которая демонстрировалась на экранах. В концертах иногда принимают участие брейк-группы. Дельфин читает свой рэп, как правило, под «минусовую» фонограмму.

Дельфин занялся продюсированием. Так, например, в период с 1998 по 2002 год Дельфин был продюсером группы «Дымовая Завеса»: при поддержке Дельфина был выпущен альбом «Без контрацепции» (2000), им же была написана музыка 4 песен (все остальные писал его друг — Слим).

В 2000 году Дельфин выпустил концертный альбом «Я буду жить», сопровождённый видеоверсией, и новый студийный альбом «Плавники». Этот альбом был записан и готов к выходу ещё двумя годами ранее — в 1998-м (все песни были придуманы и записаны в течение двух недель — с 14 мая по 2 июня 1998 года на студии «Стрит», а демо-микс из них вошёл в альбом «Глубина резкости»). Компания «Крем Рекордс» опасалась, что «Плавники» не будут хорошо продаваться. Только после успеха концертного альбома и песни «Радиоволна», ставшей бонус-треком, а также видеоклипа на неё альбом был издан.

Затем последовал выход принципиально нового альбома «Ткани», в котором впервые не были использованы заимствованные элементы и семплы. Этот альбом не имел особого успеха у слушателей, однако он был переиздан с двумя бонус-треками.

Следующий диск, «Звезда», вышедший в 2004 году, стал одним из самых коммерчески успешных в карьере Дельфина, поскольку на радиостанциях «крутились» сразу четыре песни с этой пластинки: «Глаза», «Романс», «Серебро» и «Весна». В этом же году все альбомы Дельфина были переизданы с бонус-треками (с концертной записи «Я буду жить» было взято по одному треку для каждого альбома). При этом оформление альбомов было немного изменено.

В 2006 году поведение Дельфина на премии MTV RMA 2006 послужило поводом для нового скандала. Дельфин отказался от обязательного исполнения песни под фонограмму.

Шестая пластинка «Юность» вышла 22 ноября 2007 года и содержала 14 новых песен Дельфина, записанных им после трёхлетнего перерыва вместе с гитаристом Павлом Додоновым. Павел участвовал и в записи предыдущей работы Дельфина («Звезда», 2004 год) — теперь же он стал одной из важнейших творческих единиц проекта, человеком, во многом определившим суть и смысл альбома.

Седьмой альбом называется «Существо». Альбом было решено разделить на две части. Первая часть представлена для ознакомления на сервисе «Яндекс.Музыка» 18 октября 2011 г., а 25 ноября 2011 г. на сервисе «Яндекс.Музыка» была выложена и вторая часть альбома. В этот же день альбом издан на физическом носителе (CD).