Сергей Летов

Летов Сергей Фёдорович

Дата рождения: 
24 Сентября 1956

Джазовый авангардный саксофонист, импровизатор, основатель группы «Три «О» и музыкального издательства «Пентаграмма». Играет на саксофонах (сопрано, тенор, баритон, C-Melody), бас-кларнете, флейтах (в том числе на флейте пикколо и альтовой), этнических деревянных духовых инструментах, духовых MIDI-контроллерах Akai EWI USB и Yamaha WX-5, инструментах собственного изобретения.

Сергей Фёдорович Летов родился в Семипалатинске Казахской ССР 24 сентября 1956 г. и затем жил в Омске (где жил и его брат Егор Летов (1964-2008)).

Окончил Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), аспирантуру во Всесоюзном Институте Авиационных Материалов (ВИАМ), Эстрадно-духовое отделение Тамбовского Культпросвет училища.

Первое публичное выступление Сергея Летова состоялось в апреле 1982 г. с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского (соло на баритон саксофоне в пьесе Михаила Жукова).

В 1982–1993 гг. – сотрудничество Сергея Летова с Сергеем Курехиным (дуэт, малая Поп-Механика и большая Поп-Механика). Совместные выступления в Советском Союзе, Финляндии, Италии, Франции и Дании, съёмки в кино («Диалоги», «Трагедия в стиле Рок») и на телевидении («Музыкальный ринг»).

С 1986 г. – сотрудничество с певицей Валентиной Пономаревой. Дуэт Валентина Пономарева – Сергей Летов выступал в СССР и в Швейцарии, снимался в кино (режиссёр Татьяна Чивикова).

В 1985 Сергей Летов основал духовой ансамбль ТРИ«О» (Аркадий Шилклопер – валторна, Аркадий Кириченко – туба, эуфониум, бас-труба, вокал, позднее – Александр Александров – фагот, Юрий Парфенов – труба, альт-хорн). Ансамбль ТРИ«О» выступал почти на всех джазовых фестивалях в СССР. С 1988 ТРИ«О» выступал в Польше, Болгарии, Швейцарии, Германии, Австрии, Италии, Финляндии, Норвегии, Голландии, США, Узбекистане, на Украине, во Франции, в том числе в таких клубах как Knitting Factory (Нью-Йорк), Bimhuis (Амстердам), Moods (Цюрих), Sud des Alpes (Женева), Blue Tomato (Вена). Сергей Летов участвовал во множестве различных проектов и сотрудничал со многими музыкантами и перформерами. Среди них – немецкий ансамбль ЭМБРИО (компакт-диск EMBRYO 2000 live vol. 1 Indigo 9753-2), датский оркестр NEW JUNGLE ORCHESTRA (выступления в Дании, Германии и России), итальянский композитор и контрабасист Энрико Фацио (записали 2 CD в Италии), певицы Вера Сажина и Тина Георгиевская, американские альтистка и скрипачка ЛаДонна Смит (выступления в России, на Украине и в США) и электроарфистка Сьюзан Аллен, пианист Мэттью Шипп, виолончелист Тристан Хонсингер, контрабасист Джо Моррис, британско-германский саксофонист Тобиас Делиус, барабанщик Луис Мохоло (ЮАР), виолончелист Владислав Макаров, украинский саксофонист Юрий Яремчук, немецкие концептуалисты Рут и Герт Гшвендтнеры, саксофонист, певец и гитарист Миколаш Хадима и его The MCH Band (Чехия), перформер Теи Кобаяши (Япония-США), израильский композитор, пианист и клавишник Михаил Агре, французский тубист Паскаль Руссо, саксофонист и электронщик Влад Быстров (Германия), музыканты Акира Саката, Коичи Макигами, Кацутоки Умезу, Масахико Сато, Ёриюки Харада, Рёдзи Ходзито, квинтет саксофонистов SXQ, Исао Сузуки, Кейко Комори, Рюити Ёшида, Дзюн Кавасаки, Ко Исикава, Юрико Мукодзима, Такеро Секидзима, Масами Сузуки (Япония), танцовщица буто Хисако Хорикава (Япония), туркменская пианистка Марал Якшиева, виртуоз терменвокса Лидия Кавина и др.

С 2002 выступает в с составе саксофонного ансамбля САКС-МАФИЯ («Русская саксофонная мафия» – квартет и иногда трио, выступала России, Литве, Германии и Великобритании).

Сергей Летов принимает участие в перформансах и хэппенингах московских концептуалистов с 1984 – Коллективные действия и Андрей Монастырский, ТОТАРТ. С 1995 г. Сергей Летов выступает с Ры Никоновой, с 1998 – с Германом Виноградовым, с Верой Сажиной, состоялись выступления во многих картинных галереях Москвы, Бремена, Берлина, Смоленска. Сергей Летов выступал и выступает также с поэтами и писателями Ниной Искренко (1951–1995), Дмитрием Александровичем Приговым (1940–2007, вышло 2 компакт-диска), Львом Рубинштейном, Геннадием Кацовым, Ниной и Екатериной Садур, Андреем Битовым, Вячеславом Куприяновым, Андреем Бычковым, Анной Альчук (1955–2008), Владимиром Друком, Татьяной Щербиной, Николаем Байтовым и Светой Литвак, Юлией Скородумовой, Константином Кедровым, Еленой Кацюбой, Людмилой Ходынской, Владимиром Климовым (1952–2010), Эркки Лаппалайненом (Финляндия-Швеция), Валером Новарина, Мишелем Уэльбеком (Франция), Михаилом Сухотиным, Мариной Князевой, Сергеем Бирюковым, Лесей Тышковской (Украина), Арсением Молчановым, Вилли Мельниковым, Олегом Гаркушей, Максимом Амелиным. Дуэт с Александром Александровым участвовал в фестивале МИЛАНОПОЭЗИЯ-91. Озвучивание каллиграфических перформансов художника Виктора Николаева. Вместе с Владимиром Купреяновым (интерактивная инсталляция «Меланхолия 2006») участвовал в выставке современного искусства ON GEEKDOM в рамках художественной ярмарки ART ATHINA-2007 (Афины). В 2009 участвовал в международном симпозиуме по субверсивным практикам («Искусство Европы и Южной Америки в условиях политических репрессий») в Штуттгарте. В 2010 – в фестивале современного искусства «Штирийская Осень» (Грац, Гляйсдорф). В 2008 и 2011 гг. принимал участие с докладами на конференциях, посвященных неофициальной культуре в странах Восточной Европы, в университете Ниигата (Япония).

С 1984 Сергей Летов выступал и/или записывался с рок-группами – «Аквариум», «Центр», ДК, «Алиса», ДДТ, «Доктор», «Веселые Картинки», «Ночной Проспект», «Атональный Синдром», «Земля и Небо», с «Мягкими Зверями» и Иваном Соколовским, с Андреем Пановым («Свинья») и его «Автоматическими Удовлетворителями», c Умкой и «Броневиком», с «Кафтаном Смеха» («АРТ-Шепот»), с группой «Overdrive», Радой и Терновником, группой «Московское Время», с Егором Летовым и «Гражданской Обороной», Олегом Гаркушей и Михаилом Коловским, Федором Чистяковым, Ольгой Арефьевой, Вадимом Певзнером, Вадимом Курылёвым, Константином «Кузьмой» Рябиновым («Кузя УО»), группами «ХЛАМ», «Ветровъ» (СПб), «Цирроз» (Донецк), «Ремонт» (Тольятти).

Работы Сергея Летова в театре:

- 1988–1989 в Театре Импровизации СТД СССР (Олег Киселев) «Сегодня мы импровизируем»;
- 1990–1991 в московских Творческих Мастерских (Михаил Мокеев) – «Праздник Топора» (по "Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского) – на сцене Театр Ленком;
- 1989–1992 в Школе Драматического Искусства Анатолия Васильева «Визави», «Бесы»;
- 1991 в Центре Экспериментального Театра в Риме – «Алкеста» Эврипида в постановке иранского режиссера Шару Керадман. С труппой театра выступал в 36 городах Италии;
- 1992 – «Смерть Принца Бессмертного» (эпизод битвы Рустама и Исфендияра по «Шах-Наме» Фирдоуси) – иранский режиссер и исполнитель Реза Керадман ( поставлено в Центре Экспериментального Театра в Риме – исполнялось в Teatro In Trastevere, Рим);
- 1996-1998 «Стая» в «Классе Экспрессивной Пластики» под руководством Геннадия Абрамова – гастроли по Италии, Германии, Франции;
- с 1996 – «Москва-Петушки» по поэме Венедикта Ерофеева (режиссёр Валентин Рыжий, поставлено в буфете Театра на Таганке). Спектакль гастролировал в США и Израиле;
- с 1998 «Марат и Маркиз да Сад» в Театр на Таганке (режиссёр Ю. П. Любимов), в Гран-При фестиваля Балтийский Дом (1999), гастроли во Франции, Италии, Финляндии, Венгрии, США, Гонконге, Японии (дважды), Южной Корее, Хорватии, Словакии, Чехии, на Украине;
- 1997 – с Кинетическим Театром Саши Пепеляева – «Рот-тишина» (по эссе Виктора Ерофеева «Мужское богатство»). Спектакль был показан в России, Белоруссии, Литве;
- 1984-1999 с актерами Александром Филиппенко, Алексеем Петренко, Виктором Персиком, Никой Косенковой»;
- 1998 - Сергей Летов написал музыку к спектаклю Генриха фон Клейста «Принц Гомбургский» (реж. Михаил Мокеев), поставленного в театре Александра Калягина «Et cetera»;
- 1998 - Сергей Летов написал музыку к спектаклю Владимира Сорокина «Hochzeitsreise» в театре «Saumarkt» в Фельдкирхе, Австрия (реж. Андреас Марент) и играл на премьере;
- в 1999 – музыка к спектаклю «Джульетта и её Ромео» (текст Клима, постановка В. Берзина) во МХАТе им. Чехова;
- в 2001 – музыка к спектаклю «Entre Nous» (реж. Кристоф Фётрийе), поставленному в театре «Человек» (спектакль гастролировал во Франции в театре Paris – Villette в 2002 г.);
- в 2004 – музыка к телефильму «Николай Эрдман – выстрел самоубийцы» Алексея Бурыкина (ОРТ, «Цивилизация»);
- в 2006 – участие в спектакле «И это буду я...» на стихи Лэнгстона Хьюза (реж. Валентин Рыжий);
- 2008 - в роли прорицателя Тиресия в спектакле Ники Косенковой и Геннадия Абрамова «Антигона – VSEGDA» по Софоклу;
- в 2008 – музыка к телефильму «Я гений Николай Глазков» Алексея Бурыкина («Культура»);
- в 2008 – музыка к перформансам «ДО ТАНЦА» Василия Ющенко в театре Анатолия Васильева.

Сергей Летов записывал музыку и снимался в кино (создатели «параллельного кино» Игорь и Глеб Алейниковы – «Жестокая болезнь мужчин», «Миражи», Савва Кулиш – «Трагедия в стиле Рок», Татьяна Чивикова, Юрий Зморович и др.), видео, на радио и ТВ.

В течение ряда лет продолжалось сотрудничество с Немецким Культурным Центром им. Гете (Гете-Институт): выступления на выставках немецкой фотографии, мультимедиа-программы, посвященные изобретателям кино братьям Складановски (1995), Францу Кафке; озвучивание немого фильма Фридриха Мурнау «Фауст. Немецкая народная легенда» в проекте Алексея Борисова (проект был показан в Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Саратове, Волгограде, Смоленске, Москве, Берлине и Гамбурге, Калининграде, Казани, Чебоксарах, Воронеже). В 2003 году началось сотрудничество с германским Обществом Запад-Восток BDWO.

В декабре 1999 участвовал в проекте Грейс Юн «Конец Иллюзии» – последнем джазовом эфире Тысячелетия на радио West-Deutsche Rundfunk в Кельне – с ТРИ«О», пианистом Мелом Уолдроном, вокалисткой Джин Ли, Романом Бункой, Бликсой Баргельдом (Einstürzende Neubauten) и др. С середины 90-х продолжается программа музыкального сопровождения немых фильмов «НЕМОЕ КИНО – ЖИВАЯ МУЗЫКА», удостоенной в 2010 Гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства.

С 1998 Сергей Летов выпускает записи современной музыки на компакт-дисках CD-R в собственном издательстве «Пентаграмма». Некоторые «пентаграммы» позднее были переизданы в виде компакт-дисков другими издательствами (ХОР Рекордз, «отделение выход»).

Статьи Сергея Летова о русском искусстве и не только о нём публикуются в на сайтах «Топос» и «Специальное радио» с 2003 г.

С 2004 Сергей Летов читает лекции о современной музыке в Московском Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ) с октября по май каждую субботу в 15.00.

Сергей Летов играет на сопрано, тенор, баритон, бас и C-Melody саксофонах, бас-кларнете, флейте, флейте пикколо, альтовой флейте, башкирском курае, персидском нэе, сякухати и других этнических деревянных духовых, духовых MIDI-контроллерах Akai EWI USB и Yamaha WX-5, а также на инструментах собственного изобретения.