Чёрный обелиск

Советская и российская рок-группа, существовавшая в период 1986—1988 и 1990—1997 гг. под лидерством бас-гитариста, вокалиста, автора текстов и музыки Анатолия Крупнова. После его смерти группа была реорганизована в 1999 году несколькими бывшими её участниками.

Официальной датой рождения группы «Черный обелиск» считается 1 августа 1986 года. Но становление группы началось несколько раньше — в конце 1985 года, когда ряд участников группы «Проспект» (Анатолий Крупнов — бас, вокал, Николай Агафошкин — барабаны, Константин Костыль Денежкин — гитара, Евгений Чайко — звукооператор, Андрей Батюшка Денежкин — светооператор) отделились с целью создания собственного коллектива. К ним присоединился гитарист Николай Коробов. Этот состав во главе с Крупновым создал четыре вещи в рок-н-ролльно-хардовой стилистике, которые были записаны на двухканальный магнитофон.

Одним из множественных пробных названий группы было «Монумент». Но в 1986 году Анатолий Крупнов придумал название по одной из своих любимых книг Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск».

Летом 1986 Крупнов, недовольный уровнем музыкантов, начинает искать новых гитаристов. В конце июня 1986 года он знакомится с гитаристом Юрием Алексисом Алексеевым и делает ему предложение стать участником зарождающегося «Чёрного обелиска». Юрий записывает несколько соло на старые песни, но от предложения присоединиться к группе пока отказывается.

В результате поисков первыми гитаристами группы становятся Михаил Ботаник Светлов и Юрий Ужас Анисимов. Состав «Чёрного обелиска» образца лета 1986 года: Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Николай Агафошкин — барабаны; Михаил Светлов — гитара; Юрий Анисимов — гитара; Евгений Чайко — звукооператор; Андрей Денежкин — светооператор. 

В течение полутора месяцев последующих репетиций Анатолий Крупнов пишет для группы пять песен («Апокалипсис», «Чёрный обелиск», «Троянский конь», «Абадонна», «Болезнь»), и уже 23 сентября 1986 года прямо на репетиционной базе (в клубе «Шерсть-сукно») проходит первое выступление группы «Чёрный обелиск». После этого концерта группе поступает предложение стать участником «Московской рок-лаборатории», которое она принимает. Коллектив получает возможность давать регулярные концерты, и «Чёрный обелиск» активно набирает популярность. К этому моменту в репертуаре «Чёрного обелиска» появилась ставшая настоящим хитом группы песня «Полночь».

После концерта в ДК им. Войтовича место Михаила Светлова в группе занимает гитарист Юрий Алексеев. В конце 1986 года в руки Анатолию Крупнову попадает сборник французского поэта-символиста Шарля Бодлера, на стихи которого он пишет новые песни: «Вступление» и «Фантастическая гравюра».

В начале декабря 1986 года в ДК «Красный октябрь» записывается концертный магнитофонный альбом группы «Чёрный обелиск», представлявший первую программу группы, озаглавленную «Апокалипсис»:
1. «Вступление»
2. «Апокалипсис»
3. «Полночь»
4. «Болезнь»
5. «Троянский конь»
6. «Фантастическая гравюра»
7. «Абадонна»

С этого периода звукооператор Евгений Чайко начал записывать практически все концертные выступления «Чёрного обелиска».
Частые выступления и магнитофонные записи способствовали активному росту популярности «Чёрного обелиска».

В начале 1987 года была предпринята попытка записи в студии программы «Апокалипсис», но из-за отсутствия должного опыта запись не удалась и была заброшена. Тогда группа отстроила звук и прямо на репетиционной базе «в живом режиме» записала композиции из концертного «Апокалипсиса».

В 1987 году Анатолий Крупнов продолжает создавать цикл песен на стихи Шарля Бодлера. Пишутся песни «Литании Сатане», «Сплин», инструментальная композиция «Неотвратимое» (которая в силу своей сложности исполнялась на концертах лишь единожды). Спустя время создается инструментальная пьеса «Цветы зла», содержавшая в своей средней части музыкальные фрагменты всех композиций из цикла песен на стихи Бодлера.

В этот период группа приобретает огромную популярность, граничащую с ажиотажем, и даёт по 8-10 концертов в месяц как в Москве так и на выездных гастролях по СССР.

В марте 1987 года в «Черный обелиск» возвращается гитарист Михаил Светлов, заменивший Юрия Анисимова. Коллектив приобретает считающийся «классическим» для того времени состав: Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Николай Агафошкин — барабаны; Юрий Алексеев — гитара; Михаил Светлов — гитара.

Появляется знаменитое мистическое театрализованное шоу «Чёрного обелиска», с мощным светом, пиротехническими эффектами, скелетом на барабанной установке и «Папой» — фосфорицирующим огромным черепом посреди сцены, который вращал глазами-лазерами. Пауз между песнями на концертах не было, вместо этого звучали разнообразные звуковые эффекты: рев огня, удары колокола, гомон толпы, шум дождя, бой часов, стоны сонма бесплотных теней, рвущихся на свободу. Перед песней «Абадонна» Анатолий Крупнов цитировал строчки из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А перед исполнением заключительной вещи «Чёрный обелиск» звучал его фирменный возглас: «Чёрный обелиск приветствует своих болельщиков!!!»

В самом конце выступления звучали оглушительные взрывы, а зрителей ослепляла мощная магниевая вспышка, из-за чего перед глазами у них возникало световое пятно, а когда глаза адаптировались, то на сцене уже никого не было, — создавалось впечатление, что музыканты с неё просто исчезли в один момент.

В 1987 году «Чёрный обелиск» делает свою первую профессиональную студийную запись, ей стала песня «Полночь» (она вышла во Франции на сборной пластинке советских рок-групп «De Lenine a Lennon»).

В 1987 году «Чёрный обелиск» выпустил свой второй магнитофонный альбом. Запись была смонтирована из пяти концертов, проходивших в мае в «Центральном доме туриста».

Так как половина программы была создана под впечатлением от стихов Бодлера, то назвали её «Цветы зла»:
1. «Апокалипсис»
2. «Абадонна»
3. «Литании Сатане»
4. «Сплин»
5. «Фантастическая гравюра»
6. «Полночь»
7. «Цветы зла»
8. «Чёрный обелиск»

В 1988 году в репертуаре «Чёрного обелиска» появляются песни «Серый святой» и «Цезарь», идёт работа над новыми композициями и концертной программой «Серый святой». Группа практически постоянно находится на гастролях. Однако в коллективе назревает конфликт.

В июле 1988 года во время гастролей по Молдавии происходит инцидент, приведший к тому, что по возвращении в Москву Анатолий Крупнов расформировывает «Чёрный обелиск» и переходит бас-гитаристом в московский трэш-металлический коллектив Shah. Последней записью «Чёрного обелиска» того периода является магнитоальбом, названный просто «Последний концерт в Кишиневе»:
1. «Апокалипсис»
2. «Абадонна»
3. «Литании Сатане»
4. «Серый святой»
5. «Цезарь»
6. «Женщина в черном»
7. «Полночь»
8. «Цветы зла» (фрагмент)
9. «Чёрный обелиск»

Летом 1990 года Анатолий Крупнов уходит из Shah и принимает решение возродить «Чёрный обелиск». Группа была воссоздана 1 августа 1990 в составе: Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Юрий Алексеев — гитара; Михаил Светлов — гитара; Сергей Комаров — барабаны (экс «Легион», «Триумфальная арка»). Крупнов пишет песни «Стена» и «We Got Enough», которые группа записывает на репетиционной базе.

23 сентября 1990 года обновлённый «Чёрный обелиск» впервые появился на сцене в качестве хэдлайнера фестиваля «Железный марш» во Дворце Культуры «Крылья Советов». Группа исполнила четыре песни: «Стена», «We Got Enough», «Полночь», «Чёрный обелиск».

После этого концерта Анатолий Крупнов, недовольный уровнем игры Михаила Светлова, заменяет его на бывшего гитариста группы «Э.С.Т.» Василия Билошицкого.

В октябре 1990 года на репетиционной базе записывается демо «Жизнь после смерти» из четырёх песен:
1. «Стена»
2. «Меч»
3. «We Got Enough»
4. «Одинокий герой»

Последняя песня (позже переименованная в «Игрок») на момент записи была в «сыром», недоделаном состоянии, и Крупнов категорически запретил распространять её.

13 ноября от пули грабителя трагически погибает барабанщик Сергей Комаров. «Чёрный обелиск» вновь находится на грани распада. Тем не менее команда приступает к прослушиванию барабанщиков. На одно из них пришёл восемнадцатилетний Владимир Ермаков (экс-«Кантор», Stainless), который в результате и стал новым барабанщиком группы.

Уже в конце ноября состоялось первое выступление с участием Владимира Ермакова — это был концерт памяти Сергея Комарова. 1 декабря группа вновь появилась на большой сцене — на фестивале «Трэш-эпидемия». После этого «Чёрный обелиск» стал готовиться к записи нового альбома.

Работа над записью новой программы происходила в конце 1990 — начале 1991 года, и наконец 28 марта 1991 года возрождённый «Чёрный обелиск» выпускает магнитофонный альбом «Стена»:
1. «Стена»
2. «We Got Enough»
3. «Серый святой»
4. «Аве, Цезарь»
5. «Меч»
6. «Полночь»
7. «Игрок»
8. «Touch Too Much» (AC/DC cover)

Альбом «Стена» был первой полноценно-качественной записью «Чёрного обелиска». Он содержал три новые песни: «Стена», «We Got Enough», «Игрок»; четыре переработанные старые: «Серый святой» (1988), «Аве, Цезарь» (1988), «Меч» (1988), «Полночь» (1986); а также кавер-версию песни AC/DC «Touch Too Much».

Альбом был концептуальным, и все песни на записи, как и на концертах 1987—1988 годов, шли без пауз, — их связывали различные звуковые эффекты: бой часов, шум ветра, звуки толпы и др. При этом музыка группы стала гораздо мощнее, плотнее и динамичнее, нежели раньше, а тексты более конкретными и реалистичными. Владимир Ермаков отлично сыгрался с Анатолием Крупновым, Юрий Алексеев полностью взял на себя обязанности ритм-гитариста, а все гитарные соло-партии на альбоме были исполнены Василием Билошицким.

Одна из главных отличительных особенностей альбома «Стена» — виртуозная игра на бас-гитаре Анатолия Крупнова, считавшегося на тот момент одним из лучших бас-гитаристов СССР.

Вслед за выходом альбома «Черный обелиск» приступил к активной концертной деятельности.

В отличие от 1987-1988 годов, теперь на сцене во время концертов не было ни какой мистической атрибутики — только группа, свет и шоу. При этом гораздо больше стало общения Анатолия Крупнова с залом.

Ведущая на тот момент компания Бориса Зосимова BIZ Enterprises предлагает группе сотрудничество. «Чёрный обелиск» играет на масштабных, многотысячных фестивалях «Монстры рока СССР» и снимает два видеоклипа на песни «Стена» и «We Got Enough».

Тем временем шла работа над новыми песнями. Осенью 1991 года компания BIZ Enterprises предложила «Черному обелиску» оперативно записать англоязычную демо-ленту и попытаться отправить её на Запад. Поскольку Юрий Алексеев на тот момент отсутствовал в Москве, запись была осуществлена втроём: Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Владимир Ермаков — барабаны; Василий Билошицкий — гитара.

Эта демо-запись (лишь в 2004 году официально изданная на CD), названная «One More Day», содержала восемь абсолютно новых песен «Чёрного обелиска»:
1. «City’s On Fire»
2. «Perfect Day»
3. «Stop The World (I Wanna Get Off)»
4. «The War»
5. «Who Cares»
6. «Always The Same»
7. «Better Be High»
8. «One More Day (Day Is Gone, You’re Still Alive)»

В целом 1991 год был очень успешным для группы: возрождённый «Черный обелиск» не только напомнил о своём существовании, но и занял новые высокие позиции в числе лидеров российской «металлической» сцены того времени.

В начале 1992 года после гастролей по Украине Василий Билошицкий оставляет «Чёрный обелиск». Новым гитаристом становится Игорь Жирнов, известный своей сессионной работой со множеством российских поп- и рок-звёзд.

В мае 1992 года «Чёрный обелиск» участвует в туре «Монстры рока по руинам Империи зла» совместно с группами Sepultura, «Мастер», Shah, «Э.С.Т.», в ходе которого представляет свою новую русскоязычную программу.

Летом 1992 года «Чёрный обелиск» выпускает один из сильнейших своих альбомов — «Ещё один день». Он был записан Евгением Чайко на студии «Видеофильм» и издан на виниле компанией Alien Records. Основой для этой пластинки послужили семь из восьми переработанных песен с англоязычного демо «One More Day», на которые были написаны русские слова:
сторона 1:
1. «Город в огне»
2. «Дорога в никуда»
3. «Дом желтого сна»
4. «Убей их всех»
сторона 2:
5. «Война»
6. «Здесь и сейчас»
7. «День прошел, а ты все жив (Еще один день)»

При этом в стилистике группы произошёл достаточно серьёзный поворот. Вскоре после выхода альбома группу покидает Игорь Жирнов и ему на замену приходит гитарист Дмитрий Борисенков. В августе 1992 года «Черный обелиск» принял участие в концерте «Рок на баррикадах».

В начале 1993 на студии BIZ Interpises записывается демо «96 % + 415»:
1. «Я остаюсь»
2. «Дом желтого сна (часть 2)»
3. «Seek and Destroy» (Metallica cover)
4. «Кто мы теперь?»
5. «Новая жизнь»
6. «Про любовь»
7. «96 % + 415» (инструментал)
8. «Мы в пути»

В мае 1993 «Черный обелиск» играет стадионные концерты на разогреве у группы Accept, а в июне выступает на разогреве у Faith No More.

В 1993 году Крупнов начинает работать с группой «Неприкасаемые» и в деятельности «Чёрного обелиска» наступает спад, связанный с общим кризисом музыки в стране. Группа играет локальные клубные концерты, а на больших площадках появляется всего четыре раза за год.

В 1994 году на SNC Records «Чёрный обелиск» записывает сразу два альбома: «Я остаюсь», содержащий новый материал, и римейк магнитофонного альбома «Стена». Эти записи были выпущены лейблом BSA Records на CD.

В сентябре 1994 года на CD переиздаётся альбом «Ещё один день», и на компакт-кассетах выходит двойной сборник концертных записей «Память о прошлом».

В 1995 году перезаписываются лучшие ранние композиции, которые издаются под названием «1986-1988».

К концу 1995 года из группы уходят Юрий Алексеев, Владимир Ермаков и Дмитрий Борисенков. Анатолий Крупнов набирает новый состав «Чёрного обелиска»: Анатолий Крупнов — бас-гитара, вокал; Дмитрий Варшавчик — гитара; Александр Митрофанов — барабаны. Таким составом «Чёрный обелиск» празднует свое десятилетие, сыграв приуроченный к нему концерт. 

Начинается работа над новым студийным альбомом «Чёрного обелиска», который Крупнов планировал назвать по книге Эриха Марии Ремарка «Три товарища». Но 27 февраля 1997 основатель группы «Чёрный обелиск» Анатолий Крупнов умирает на студии от сердечного приступа.

Уже после смерти Крупнова оставшимися участниками Дмитрием Варшавчиком и Александром Митрофановым с 1997 по 1998 год был дописан и издан двойной «PostАльбом» (2000). В этом альбоме часть песен записана самим Крупновым, остальные представляют Г. Сукачев, Ю. Шевчук, К. Кинчев, А. Ф. Скляр, Жан Сагадеев.

Группа была воссоздана в 1999 году Дмитрием Борисенковым, Владимиром Ермаковым и Михаилом Светловым. Вокалистом и автором большинства песен стал Борисенков. На место басиста пришёл Даниил Захаренков.

Первые альбомы нового «Обелиска» были довольно тяжёлыми в плане текстовой нагрузки. Альбом «Пепел» (2002) можно считать данью музыкантов основателю группы.

В 2004 году группа записывает новый альбом «Нервы». Он в большей части посвящён социальной тематике: о грузе общества и всего механизма современной жизни на человека в отдельности, о социальных проблемах. На фоне всех этих песен в альбоме выделяется песня «Сука (Разговоры…)». В силу своего юмористического содержания она смотрится позитивно, что несколько «смягчает» альбом. Следом выходит «Зелёный альбом». В целом продолжая социальную тематику, он разбавлен и песнями более личного характера.

21 января 2012 года группа выпустила свой последний на сегодняшний день альбом «Мёртвый сезон». Работа над ним длилась больше пяти лет, и музыканты назвали его лучшей и самой искренней работой «Обелиска».

К двадцатипятилетию группы вышел трибьют-альбом «A Tribute to Чёрный Обелиск. XXV». В данный момент идёт работа над сборником «Мой мир», в который войдут лучшие, а также, по мнению самой группы, не раскрывшие свой потенциал песни со всех альбомов новой истории группы. Диск приурочен к десятилетию альбома «Пепел».

vk.com/black_obelisk_official